Система водяного охлаждения на Дэу Матиз, независимо от объема двигателя, 0,8 или 1,0 л, не вечная. Ее состояние зависит в первую очередь от качества антифриза, а также от пробега. Впрочем, особых нареканий на систему охлаждения до пробега 80-100 тысяч км не возникает, но бывают неприятные исключения. Связаны они, как правило, с водяным насосом, помпой.
Любой опытный механик скажет, что второстепенных элементов в системе охлаждения двигателя просто не существует. Выход из строя любой мелочи, вроде штуцера или патрубка, может привести к катастрофическим последствиям для всего мотора. Не говоря уже о поломке сердца системы — помпы.
Важно помнить, что во всех современных автомобилях, в том числе и в Дэу Матиз, антифриз циркулирует по системе под давлением, а это значит, что помпа должна его нагнетать в определенных пределах. Максимальное давление в системе охлаждения Дэу Матиз — 1 бар для 0,8-литрового двигателя и 1,4 бар для литрового мотора. Если давление выше, срабатывает клапан на крышке расширительного бачка.
Но если давление не дотягивает до 0,7 бар, двигатель не получает достаточного охлаждения, а отопитель не получает нужного количества антифриза для прогрева радиатора. Из-за этого в салоне Матиз, у которого есть проблемы с помпой, будет холодно.
Помпа представляет собой центробежный лопастной насос, который приводится в движение с помощью ремня привода ГРМ. После насоса жидкость поступает к термостату, который пускает ее по малому кругу (двигатель, отопитель, расширительный бачок), если температура антифриза ниже 83 градусов, либо по большому, если температура выше. А большой круг уже включает радиатор охлаждения.
Таким образом, нормальный температурный режим двигателя достигается в том случае, когда помпа и термостат работают безукоризненно.
Узел довольно простой и не требует никакого обслуживания, ни регулировки, ни смазки. Тем не менее при выходе помпы из строя страдает весь двигатель. Мы уже говорили о минимальном и максимальном давлении в системе охлаждения. Так вот, если помпа теряет производительность, антифриз не попадает в самые отдаленные уголки головки блока и блока цилиндров, из-за чего может случиться перегрев.
Перегрев двигателя чреват как минимум усиленным износом в первую очередь газораспределительного механизма, также страдает цилиндро-поршневая группа. Отопитель также не сможет работать эффективно. Итого:
Перегрев головки блока может привести к ее деформации. Это влечет за собой потерю герметичности масляных каналов и каналов водяной рубашки, антифриз попадает в масло, масло теряет свои смазывающие свойства со всеми вытекающими последствиями. А именно — износ всех трущихся деталей будет происходить гигантскими темпами. Вплоть до заклинивания двигателя и проворота коренных или шатунных вкладышей.
Перегрев блока цилиндров приводит к аварийному расширению поршней и критическому сужению гильз, а это прямая дорога к заклиниванию колец в блоке цилиндров.
Перегрев газораспределительного механизма может закончиться заклиниванием распределительного вала или клапанов. Если клапан заклинит в открытом положении, он обязательно встретится с поршнем. Последствия этой встречи стоят очень дорого, поскольку придется делать фактически капитальный ремонт всего двигателя.
На Daewoo Matiz можно ждать первые неисправности водяного центробежного насоса уже через 60-80 тысяч км пробега в том случае, если используется некачественный антифриз. Главными бедами помпы для обоих двигателей считаются следующие неисправности:
Износ уплотнителя вала или сальника. Из-за этого помпа протекает.
Разрушение крыльчатки. Одна из самых распространенных проблем. Крыльчатка неспособна заставить жидкость циркулировать по системе, поскольку либо износились лопасти, либо они разрушены вследствие коррозии.
Еще одна беда, которая уничтожает крыльчатку — кавитация. Это процесс, вызванный разъеданием пузырьками воздуха металла, из которого выполнено колесо насоса. Главная причина такого явления — антифризы низкого качества, вроде так называемых тосолов.
Нарушение свободного вращения вала помпы или заклинивание вала. В последнем случае на ремне привода ГРМ срезаются зубья, он проскальзывает или рвется, а это приводит к тому, что клапана ударяются о днище поршней. Оба двигателя Матиз — втыковые.
Люфт крыльчатки на валу помпы. Если крыльчатка перекошена, рано или поздно это приведет к разрушению самих лопастей или корпуса помпы.
Нередко встречается засорение крыльчатки помпы мусором, который попал в систему охлаждения. Если долго ездить на грязном антифризе, на лопастях крыльчатки образуются твердые наросты. Из-за этого резко падает давление антифриза, двигатель перегревается.
Износ подшипника вала помпы или его полное разрушение. Ситуация опасна тем, что при возникновении люфта шкива привода помпы ремень может соскользнуть со шкива, а это опять-таки приведет к встрече клапанов с поршнями.
Конечно, к проблемам с помпой относится и сам приводной ремень ГРМ. Если он изношен или растянут, ни о какой нормальной работе двигателя речи идти не может.
Собственно, этих нескольких пунктов должно быть достаточно, чтобы убедить водителя хоть изредка проверять состояние помпы. Особенно в тех случаях, когда есть симптомы ее неисправности, еще не успевшие навредить системе охлаждения и двигателю в целом. Вот основные из них:
Шум, скрежет, вой вала или крыльчатки водяного насоса. Если подшипник активно просится на увольнение, он будет подвывать на определенных оборотах. Его шум сложно с чем-либо перепутать. Как только подшипник начинает подвывать, уже думать о замене помпы. Скрежет или другие посторонние шумы могут говорить о том, что крыльчатка касается корпуса помпы.
Люфт вала. Понятно, что это тоже связано с подшипником и является следствие того, что водитель вовремя не прислушался к сигналам износа. В любом случае, помпу никто ремонтировать не станет, ее просто меняют. Люфт — это первый шаг к протечке помпы, поскольку в таких условиях сальник долго не протянет.
Течь помпы. Опасна не только потерей антифриза во время движения, но и попаданием жидкости на ремень ГРМ и ремень привода навесного оборудования, в результате чего он проскальзывает или разрушается. Течь возникает непосредственно под шкивом, в редких случаях по периметру корпуса через прокладку.
Как только в салоне запахло характерным сладковатым запахом антифриза — в первую очередь нужно осмотреть помпу. Хотя понятно, что причин течи жидкости может быть множество.
Несоответствие поперечных осей шкива помпы и шкива коленвала, а также роликов. Здесь, скорее всего, вина производителя помпы. Опасность в том, что ремень привода ГРМ и помпы в этом случае буквально сотрется за считанные километры. Соосность можно проверить металлической линейкой, угольником, любым ровным предметом соответствующей длины.
Резкий рост температуры двигателя. Дело может быть не только в помпе, а, например, в забитом радиаторе, но в этом случае двигатель будет нагреваться постепенно. Если же антифриз закипает из-за помпы, это произойдет очень быстро, на протяжении нескольких километров пути.
Пожалуй, это основные симптомы износа помпы Дэу Матиз, но окончательный диагноз ставить рано. Помпу можно и нужно проверить, не снимая с двигателя.
Для проверки состояния водяного насоса в первую очередь проведем визуальный контроль его состояния. Если вокруг корпуса помпы сухо, нет подтеканий антифриза и под шкивом, жидкость не капает во время стоянки, проверим состояние подшипника вала.
Для этого достаточно взяться рукой за шкив и постараться покачать его вверх-вниз и вправо-влево. Если люфт есть, он будет заметен сразу же и в этом случае стоит как можно скорее заменить узел.
Работоспособность помпы тоже проверить несложно. Для этого сделаем несколько простых шагов:
Прогреваем двигатель до рабочей температуры.
Рукой в перчатке пережимаем патрубок радиатора.
Рабочая помпа обязательно создаст давление, и патрубок будет стремиться распрямиться.
Если давления в системе нет, давление волнообразное, значит ничего происходить не будет. В этом случае помпе светит замена. Вероятнее всего, на крыльчатке не осталось лопастей или они критически изношены.
Далее можно проверить подшипник на шумность и на легкость вращения. Правда, для этого придется снять ремень ГРМ. Вращаем шкив помпы рукой с максимально возможной скоростью. Никакого намека на шум быть не должно.
Если помпа не подает признаков усталости, менять ее все равно нужно. В связи с тем, что для замены необходимо снимать и ролики, и приводной ремень ГРМ, лучше проводить замену вместе с заменой ремня. Ремень меняют каждых 40 тысяч км пробега. По крайней мере, об этом говорит регламент. Опытные механики советуют проводить замену помпы каждую вторую замену ремня независимо от ее состояния. То есть, раз в 80 тысяч.
Впрочем, многие на свой страх и риск первую замену помпы провели только на пробеге 110-120 тысяч, а то и больше. Конечно, если помпа качественная, она способна пройти и 130-140 тысяч. Но гарантии, что она в таком возрасте еще на что-то способна, уже нет.
Оригинальная корейская помпа поступает в наш магазин под каталожным номером 96563958. Цена помпы на Дэу Матиз — порядка 300 гривен. Согласитесь, за спокойствие и уверенность в состоянии двигателя деньги небольшие. Однако есть варианты:
Aisin WO-012;
Valeo WP5019 PHC;
HAN 96518977;
NAP 25194440;
NAP 96518977;
Rider RD.150169005;
Ruville 69005;
Ina 538006110.
Любая из этих помп отработает положенный срок без нареканий, если использовать хороший антифриз, но проверять ее состояние все равно стоит как можно чаще.
96518977-EuroEx
PHC-001-PARTS MALL