В процессе работы распределительных валов существует большая потребность в смазке, которая обеспечивается маслом. Однако при этом не стоит допускать, чтобы масляной туман или само масло попадали в камеру сгорания двигателя автомобиля, поскольку это приведет к ряду проблем.
С этой целью на автомобилях используются маслосъемные колпачки. По-иному данная запчасть Дэу Матиз называется сальник клапана. Он выступает своеобразным барьером, снимающим с клапана масло, не пропуская его непосредственно в камеру сгорания.

При повреждении маслосъемного колпачка вполне вероятным становится попадание масла в камеру сгорания, где произойдет его смешивание с топливовоздушной смесью и сгорание. Однако наличие в маслах присадок приводит к тому, что процесс сгорания не происходит полностью.
Соответственно, на седлах и тарелках клапанов начинает образовываться нагар, при увеличении которого клапан просто не сможет нормально закрываться. Вероятным будет и появление нагара на поршневых кольцах, стенках цилиндров, а также верхней плоскости поршней.
В конечном итоге наличие такого нагара приводит к ускоренному износу двигателя Дэу Матиз. Также вероятным будет снижение мощности работы силового агрегата, поскольку топливовоздушная смесь не будет нормально сгорать.
В конструкции сальника клапана предусмотрено три основных элемента:
- Основание, состоящее из стальной втулки, выполняющей роль основного жесткого каркаса.
- Пружина, поскольку без нее края сальника клапана не будут плотно прижиматься к штоку.
- Колпачок, который является основным элементом сальника клапана. Изготавливается преимущественно из акрилатного или вторичного каучука, хотя более ранние варианты изготавливались преимущественно из фторопласта.

Выбор именно каучука в качестве основы связан с его стойкостью к химически агрессивным материалам, а также высоким температурам, что и позволяет использовать его в двигателе.
Обычно срок эксплуатации маслосъемных колпачков составляет около 100 тысяч км пробега. На наличие проблем с сальниками клапанов Дэу Матиз могут указывать такие факторы:
- Изменение цвета выхлопа и его плотности. Дым становится густым, белым или синеватым.
- Образование сильного нагара на свечах зажигания.
- Значительно увеличивается расход масла.
Также на наличие проблем с сальниками клапанов косвенно могут указывать такие факторы:
- Существенное снижение мощности двигателя.
- Ухудшение показателей компрессии.
- Появление сильного нагара на клапанах и цилиндрах.
- Обороты начинают плавать, на холостых оборотах двигатель начинает глохнуть.
Обнаружить проблему с маслосъемными колпачками можно только при разборе головки блока цилиндров.

Если был обнаружен поврежденный сальник, то лучше провести замену всего комплекта, чтобы в скором времени не возникла необходимость в повторном проведении работ.
Разборка ГБЦ и замена сальников клапанов Дэу Матиз, замена расходников
Для проведения работ потребуется набор ключей, запас свободного времени, жидкость для очистки карбюраторов, WD-40, обычная и ударная отвертки, место для снятой ГБЦ, чтобы клапана не упирались в поверхность. При наличии всего необходимого выполняем такие действия:
- На ровной поверхности выставляем деревяные бруски, на которые ставим ГБЦ.

- Откручиваем и снимаем головку блока цилиндров, переставляем ее на подготовленное место.


- Откручиваем четыре болта, которыми заслонка крепится к головке.

- Снимаем самозатягивающиеся хомуты.

- После чего отсоединяем шланги, которые были ими зафиксированы.

- Также отсоединяем шланги, расположенные под дроссельной заслонкой Дэу Матиз.

- Снимаем дроссельную заслонку и убираем ее в сторону.


- Болты немного ослабили и пока оставили кронштейн на месте.
- Открутили болты, которыми были зафиксированы другие элементы двигателя.

- Сняли один из клапанов, отвечающих за рециркуляцию картерных газов.

- Ослабляем болты металлической трубки циркуляции выхлопных газов – два из них расположены снизу, еще два сверху.

- Откручиваем два болта крепления кронштейна EGR.

- Сняли кронштейн EGR и сам клапан.

- После этого открылся доступ к болтам крепления переходника EGR, который прикручен к впускному коллектору Дэу Матиз.

- Немного правее и ниже от этих болтов выкручиваем еще три болта.

- Перевернув ГБЦ удалось выкрутить оставшиеся гайки и снять передний кронштейн.
- Со стороны трамблера снимаем самозатягивающийся хомут.

- После чего снимаем шланг, которым он был зафиксирован.

- Выкручиваем гайку кронштейна коллектора, которая была прикрыта шлангом.

- С правой стороны выкручиваем еще одну гайку.

- После чего удалось снять кронштейн впускного коллектора.

- Полностью открученный коллектор можно снять.


- Откручиваем еще одну гайку, расположенную на корпусе распределителя.

- Подняли ГБЦ на бок, после чего открутили все оставшиеся в районе распределителя болты.

- Корпус распределителя Дэу Матиз прикипел, и для его демонтажа пришлось использовать отвертки.

- По очереди послабляем фиксирующие гайки.

- После этого выкручиваем регулировочные шпильки.

- Откручиваем болты фиксаторов коромысел.


- Помечаем коромысла, чтобы при сборке не попутать их места.

- Извлекаем оси впускных и выпускных коромысел, для чего постепенно их проталкиваем их в сторону.

- В процессе снятия убираем коромысла в сторону.
- Рассухариваем клапана, для чего наносим резкий удар через головку от ключа по тарелке клапана.

- Как только тарелка начинает съезжать, это означает, что сухарь вышел из своего посадочного места.
- Сухари можно легко и быстро собрать с помощью магнита.

- Снимаем тарелки клапанов Дэу Матиз и пружины.

- Сами клапана извлекаем из посадочного места.
- С помощью специального инструмента извлекаем маслосъемные колпачки.

- Опорную пластину распределительного вала откручиваем с помощью ударной отвертки – она зафиксирована двумя болтами.

- Извлекаем опорную пластину.

- Снимаем распределительный вал.

- Очищаем детали от загрязнения с помощью очистителя для карбюраторов.

- В местах сложных загрязнений можно использовать гравер с мягкой металлической насадкой.

- Очищаем как сам блок ГБЦ, так и клапанные тарелки и пружины.

- Вставляем клапан в дрель вместо сверла, предварительно обмотав его бумагой, чтобы не повредить при зажимании.

- Включаем дрель на средние обороты и с помощью ножа аккуратно счищаем места сильного загрязнения на клапанах Дэу Матиз.

- После очистки необходимо провести притирку клапанов, для чего понадобиться специальный инструмент или кусок шланга подходящего диаметра.

- Промазываем клапан абразивной пастой.

- После чего ставим на свое место и начинаем вращающие движения в разные стороны.

- После притирки салфеткой убираем остатки смазки с поверхности клапана и посадочного места.

- Для проверки герметичности устанавливаем клапана на места, закручиваем свечи зажигания.

- Далее в места прилегания клапанов наливаем керосин – если появляются пузырьки воздуха, значит где-то нет герметичности и необходимо дополнительно притереть клапана Дэу Матиз.

- Повторную притирку проводим с бронзовой пастой, после чего результат стал уже приемлемым. Главное – не забыть удалить остатки пасты с поверхностей.

- Залитый керосин остался на месте даже после ночи простоя.

- Заклеиваем внутренние элементы ГБЦ малярным скотчем.

- После чего очищенную от загрязнения головку блока цилиндров окрашиваем черной термостойкой краской.

- Очищаем распределительный вал от нагара с помощью жидкости для чистки карбюраторов.

- Снимаем топливную рампу с впускного коллектора – она закреплена двумя болтами по краях.

- Пользуясь случаем, пока был снят распределитель, было принято решение заменить термостат.

- Для этого откручиваются два болта.
- Извлекаем старый термостат Дэу Матиз.

- Устанавливаем новый термостат и прикручиваем его на место.

- В месте соединения элементов к ГБЦ снимаем старые прокладки.

- Отверстия клапана EGR были забиты закоксованным нагаром.

- Сначала очищаем его механическим путем, используя отвертку, после чего прочищаем жидкостью для чистки карбюратора.

- Снимаем малярный скотч с ГБЦ.

- Остатки краски в тех местах, где их быть не должно, убираем с помощью салфетки, смоченной в бензине.

- Старый сальник распределительного вала Дэу Матиз убираем с помощью загнутой отвертки.

- Очищаем посадочное место под сальником.

- Устанавливаем новый сальник распредвала.

- Перед началом сборки головки блока цилиндров промазываем все рабочие поверхности монтажной пастой для сборки двигателя.

- Ставим распредвал на свое место, вводя его аккуратно и с вращающими движениями.

- Устанавливаем на место опорную пластину.

- Прикручиваем болты, которые фиксирую пластину, используя ударную отвертку.

- Устанавливаем седла от пружин, предварительно промазав их моторным маслом.

- Поверх них устанавливаем маслосъемные колпачки, используя специальный инструмент.

- Разница между старыми и новыми сальниками клапанов Дэу Матиз вполне заметна.
- Выставляем по своих местах клапана, стержни которых перед установкой смазали маслом.

- Засухариваем клапана, для чего используется специальный ключ, позволяющий прижать тарелку.

- После прижатия тарелки устанавливаем на место сухари.

- Оси впускных и выпускных коромысел промазываем монтажной пастой.

- После чего устанавливаем их на место, в процессе надевая коромысла.

- Устанавливаем на места фиксаторы коромысел.


- Освобождаем от скотча отверстия впускного коллектора Дэу Матиз.

- Ставим на впускной коллектор новую прокладку.

- После чего устанавливаем его на место и прикручиваем.

- Устанавливаем топливную рампу, которая кроме чистки еще была и окрашена в желтый цвет.

- Устанавливаем кронштейн впускного коллектора с креплением для шланга.

- Снимаем старую прокладку на дроссельной заслонке, после чего очищаем посадочное место от грязи.

- Устанавливаем новую прокладку, предварительно продув посадочное место сжатым воздухом.

- Заменили прокладку и на месте установки распределителя.

- После чего на место установили и сам распределитель.

- Устанавливаем второй кронштейн коллектора Дэу Матиз.

- Тщательно фиксируем деталь болтами.
- Устанавливаем новую прокладку под переходник EGR.

- После чего также ставим на место и сам переходник и прикручиваем его к коллектору.
- Устанавливаем металлическую трубку рециркуляции выхлопных газов.

- После этого устанавливаем и сам клапан EGR.

- Далее ставим второй клапан и кронштейн с датчиком.

- Устанавливаем на место блок дроссельной заслонки.

- Подключаем все шланги, которые ранее были сняты с дросселя и фиксируем хомутами.

- Удалось извлечь и распределитель зажигания, который был очищен от загрязнений и установлен на место.

- Выпускной коллектор Дэу Матиз был очищен от грязи и остатков старой прокладки.

- Установили новую прокладку.

- Ставим на место и прикручиваем выпускной коллектор.
- Устанавливаем головку блока цилиндров на место.
Таким образом можно провести комплексное обслуживание ГБЦ с заменой расходников. При этом особое внимание необходимо уделить состоянию маслосъемных колпачков, от которых во многом зависит правильность функционирования двигателя в дальнейшем.