В процессе работы распределительных валов существует большая потребность в смазке, которая обеспечивается маслом. Однако при этом не стоит допускать, чтобы масляной туман или само масло попадали в камеру сгорания двигателя автомобиля, поскольку это приведет к ряду проблем.
С этой целью на автомобилях используются маслосъемные колпачки. По-иному данная запчасть Дэу Матиз называется сальник клапана. Он выступает своеобразным барьером, снимающим с клапана масло, не пропуская его непосредственно в камеру сгорания.
При повреждении маслосъемного колпачка вполне вероятным становится попадание масла в камеру сгорания, где произойдет его смешивание с топливовоздушной смесью и сгорание. Однако наличие в маслах присадок приводит к тому, что процесс сгорания не происходит полностью.
Соответственно, на седлах и тарелках клапанов начинает образовываться нагар, при увеличении которого клапан просто не сможет нормально закрываться. Вероятным будет и появление нагара на поршневых кольцах, стенках цилиндров, а также верхней плоскости поршней.
В конечном итоге наличие такого нагара приводит к ускоренному износу двигателя Дэу Матиз. Также вероятным будет снижение мощности работы силового агрегата, поскольку топливовоздушная смесь не будет нормально сгорать.
В конструкции сальника клапана предусмотрено три основных элемента:
- Основание, состоящее из стальной втулки, выполняющей роль основного жесткого каркаса.
- Пружина, поскольку без нее края сальника клапана не будут плотно прижиматься к штоку.
- Колпачок, который является основным элементом сальника клапана. Изготавливается преимущественно из акрилатного или вторичного каучука, хотя более ранние варианты изготавливались преимущественно из фторопласта.
Выбор именно каучука в качестве основы связан с его стойкостью к химически агрессивным материалам, а также высоким температурам, что и позволяет использовать его в двигателе.
Обычно срок эксплуатации маслосъемных колпачков составляет около 100 тысяч км пробега. На наличие проблем с сальниками клапанов Дэу Матиз могут указывать такие факторы:
- Изменение цвета выхлопа и его плотности. Дым становится густым, белым или синеватым.
- Образование сильного нагара на свечах зажигания.
- Значительно увеличивается расход масла.
Также на наличие проблем с сальниками клапанов косвенно могут указывать такие факторы:
- Существенное снижение мощности двигателя.
- Ухудшение показателей компрессии.
- Появление сильного нагара на клапанах и цилиндрах.
- Обороты начинают плавать, на холостых оборотах двигатель начинает глохнуть.
Обнаружить проблему с маслосъемными колпачками можно только при разборе головки блока цилиндров.
Если был обнаружен поврежденный сальник, то лучше провести замену всего комплекта, чтобы в скором времени не возникла необходимость в повторном проведении работ.
Разборка ГБЦ и замена сальников клапанов Дэу Матиз, замена расходников
Для проведения работ потребуется набор ключей, запас свободного времени, жидкость для очистки карбюраторов, WD-40, обычная и ударная отвертки, место для снятой ГБЦ, чтобы клапана не упирались в поверхность. При наличии всего необходимого выполняем такие действия:
- На ровной поверхности выставляем деревяные бруски, на которые ставим ГБЦ.
- Откручиваем и снимаем головку блока цилиндров, переставляем ее на подготовленное место.
- Откручиваем четыре болта, которыми заслонка крепится к головке.
- Снимаем самозатягивающиеся хомуты.
- После чего отсоединяем шланги, которые были ими зафиксированы.
- Также отсоединяем шланги, расположенные под дроссельной заслонкой Дэу Матиз.
- Снимаем дроссельную заслонку и убираем ее в сторону.
- Болты немного ослабили и пока оставили кронштейн на месте.
- Открутили болты, которыми были зафиксированы другие элементы двигателя.
- Сняли один из клапанов, отвечающих за рециркуляцию картерных газов.
- Ослабляем болты металлической трубки циркуляции выхлопных газов – два из них расположены снизу, еще два сверху.
- Откручиваем два болта крепления кронштейна EGR.
- Сняли кронштейн EGR и сам клапан.
- После этого открылся доступ к болтам крепления переходника EGR, который прикручен к впускному коллектору Дэу Матиз.
- Немного правее и ниже от этих болтов выкручиваем еще три болта.
- Перевернув ГБЦ удалось выкрутить оставшиеся гайки и снять передний кронштейн.
- Со стороны трамблера снимаем самозатягивающийся хомут.
- После чего снимаем шланг, которым он был зафиксирован.
- Выкручиваем гайку кронштейна коллектора, которая была прикрыта шлангом.
- С правой стороны выкручиваем еще одну гайку.
- После чего удалось снять кронштейн впускного коллектора.
- Полностью открученный коллектор можно снять.
- Откручиваем еще одну гайку, расположенную на корпусе распределителя.
- Подняли ГБЦ на бок, после чего открутили все оставшиеся в районе распределителя болты.
- Корпус распределителя Дэу Матиз прикипел, и для его демонтажа пришлось использовать отвертки.
- По очереди послабляем фиксирующие гайки.
- После этого выкручиваем регулировочные шпильки.
- Откручиваем болты фиксаторов коромысел.
- Помечаем коромысла, чтобы при сборке не попутать их места.
- Извлекаем оси впускных и выпускных коромысел, для чего постепенно их проталкиваем их в сторону.
- В процессе снятия убираем коромысла в сторону.
- Рассухариваем клапана, для чего наносим резкий удар через головку от ключа по тарелке клапана.
- Как только тарелка начинает съезжать, это означает, что сухарь вышел из своего посадочного места.
- Сухари можно легко и быстро собрать с помощью магнита.
- Снимаем тарелки клапанов Дэу Матиз и пружины.
- Сами клапана извлекаем из посадочного места.
- С помощью специального инструмента извлекаем маслосъемные колпачки.
- Опорную пластину распределительного вала откручиваем с помощью ударной отвертки – она зафиксирована двумя болтами.
- Извлекаем опорную пластину.
- Снимаем распределительный вал.
- Очищаем детали от загрязнения с помощью очистителя для карбюраторов.
- В местах сложных загрязнений можно использовать гравер с мягкой металлической насадкой.
- Очищаем как сам блок ГБЦ, так и клапанные тарелки и пружины.
- Вставляем клапан в дрель вместо сверла, предварительно обмотав его бумагой, чтобы не повредить при зажимании.
- Включаем дрель на средние обороты и с помощью ножа аккуратно счищаем места сильного загрязнения на клапанах Дэу Матиз.
- После очистки необходимо провести притирку клапанов, для чего понадобиться специальный инструмент или кусок шланга подходящего диаметра.
- Промазываем клапан абразивной пастой.
- После чего ставим на свое место и начинаем вращающие движения в разные стороны.
- После притирки салфеткой убираем остатки смазки с поверхности клапана и посадочного места.
- Для проверки герметичности устанавливаем клапана на места, закручиваем свечи зажигания.
- Далее в места прилегания клапанов наливаем керосин – если появляются пузырьки воздуха, значит где-то нет герметичности и необходимо дополнительно притереть клапана Дэу Матиз.
- Повторную притирку проводим с бронзовой пастой, после чего результат стал уже приемлемым. Главное – не забыть удалить остатки пасты с поверхностей.
- Залитый керосин остался на месте даже после ночи простоя.
- Заклеиваем внутренние элементы ГБЦ малярным скотчем.
- После чего очищенную от загрязнения головку блока цилиндров окрашиваем черной термостойкой краской.
- Очищаем распределительный вал от нагара с помощью жидкости для чистки карбюраторов.
- Снимаем топливную рампу с впускного коллектора – она закреплена двумя болтами по краях.
- Пользуясь случаем, пока был снят распределитель, было принято решение заменить термостат.
- Для этого откручиваются два болта.
- Извлекаем старый термостат Дэу Матиз.
- Устанавливаем новый термостат и прикручиваем его на место.
- В месте соединения элементов к ГБЦ снимаем старые прокладки.
- Отверстия клапана EGR были забиты закоксованным нагаром.
- Сначала очищаем его механическим путем, используя отвертку, после чего прочищаем жидкостью для чистки карбюратора.
- Снимаем малярный скотч с ГБЦ.
- Остатки краски в тех местах, где их быть не должно, убираем с помощью салфетки, смоченной в бензине.
- Старый сальник распределительного вала Дэу Матиз убираем с помощью загнутой отвертки.
- Очищаем посадочное место под сальником.
- Устанавливаем новый сальник распредвала.
- Перед началом сборки головки блока цилиндров промазываем все рабочие поверхности монтажной пастой для сборки двигателя.
- Ставим распредвал на свое место, вводя его аккуратно и с вращающими движениями.
- Устанавливаем на место опорную пластину.
- Прикручиваем болты, которые фиксирую пластину, используя ударную отвертку.
- Устанавливаем седла от пружин, предварительно промазав их моторным маслом.
- Поверх них устанавливаем маслосъемные колпачки, используя специальный инструмент.
- Разница между старыми и новыми сальниками клапанов Дэу Матиз вполне заметна.
- Выставляем по своих местах клапана, стержни которых перед установкой смазали маслом.
- Засухариваем клапана, для чего используется специальный ключ, позволяющий прижать тарелку.
- После прижатия тарелки устанавливаем на место сухари.
- Оси впускных и выпускных коромысел промазываем монтажной пастой.
- После чего устанавливаем их на место, в процессе надевая коромысла.
- Устанавливаем на места фиксаторы коромысел.
- Освобождаем от скотча отверстия впускного коллектора Дэу Матиз.
- Ставим на впускной коллектор новую прокладку.
- После чего устанавливаем его на место и прикручиваем.
- Устанавливаем топливную рампу, которая кроме чистки еще была и окрашена в желтый цвет.
- Устанавливаем кронштейн впускного коллектора с креплением для шланга.
- Снимаем старую прокладку на дроссельной заслонке, после чего очищаем посадочное место от грязи.
- Устанавливаем новую прокладку, предварительно продув посадочное место сжатым воздухом.
- Заменили прокладку и на месте установки распределителя.
- После чего на место установили и сам распределитель.
- Устанавливаем второй кронштейн коллектора Дэу Матиз.
- Тщательно фиксируем деталь болтами.
- Устанавливаем новую прокладку под переходник EGR.
- После чего также ставим на место и сам переходник и прикручиваем его к коллектору.
- Устанавливаем металлическую трубку рециркуляции выхлопных газов.
- После этого устанавливаем и сам клапан EGR.
- Далее ставим второй клапан и кронштейн с датчиком.
- Устанавливаем на место блок дроссельной заслонки.
- Подключаем все шланги, которые ранее были сняты с дросселя и фиксируем хомутами.
- Удалось извлечь и распределитель зажигания, который был очищен от загрязнений и установлен на место.
- Выпускной коллектор Дэу Матиз был очищен от грязи и остатков старой прокладки.
- Установили новую прокладку.
- Ставим на место и прикручиваем выпускной коллектор.
- Устанавливаем головку блока цилиндров на место.
Таким образом можно провести комплексное обслуживание ГБЦ с заменой расходников. При этом особое внимание необходимо уделить состоянию маслосъемных колпачков, от которых во многом зависит правильность функционирования двигателя в дальнейшем.