Заправки нас редко балуют хорошим топливом, поэтому вероятность засорения всего, куда попадает грязный бензин, велика. В первую очередь это касается точных приборов и устройств — форсунки страдают не только от некачественного топлива, но и от нагара и копоти.
Промывка форсунок Chevrolet Lachetti в сервисе обойдется примерно в 600-900 гривен, если ничего не менять. Но когда есть прямые руки и минимальный инструмент, можно выполнить очистку инжектора самостоятельно. Когда и зачем промывать форсунки на Лачетти
Сложность диагностики форсунок в том, что без специальной аппаратуры и демонтажа проверить их на 100% невозможно. Однако, исходя из практики, можно предположить, что форсунка будет нормально работать без чистки примерно 40-60 тысяч пробега. Впрочем, наивно было бы утверждать, что Лачетти с пробегом 150 тысяч будет так же работать, как новый. Дело вот в чем. Когда промывают форсунки на СТО, мало кто обращает внимание на условия эксплуатации автомобиля и на состояние топливной системы в общем. Получается, что промыв форсунку даже самым прогрессивным способом, мы просто, образно говоря, побелили потолок в затопленной квартире, не избавившись от других последствий и тем более причин.
Вода в топливном баке (конденсат), регулятор давления, датчики двигателя и датчики кислорода, впускной коллектор, впускные клапана, топливный насос и фильтры — все это влияет на работу двигателя не меньше, чем забитая форсунка, поэтому переоценивать значение промывки форсунок было бы неверно. Статистика показывает, что разница в экономии топлива между мотором с условно хорошими и плохими форсунками составляет около 5-7%.
В то же время именно форсунки влияют на наполнение камеры сгорания рабочей смесью, именно форсунки формируют правильный (или неправильный) факел, именно форсунки отвечают за дозировку топлива и за момент его подачи в самой финальной и важной фазе. Поэтому вопрос «чистить или не чистить» неуместен. Конечно, чистить и проверять.
Другое дело, что есть большая разница между поведением форсунки на стенде и на двигателе. Это же очевидно, что стендовые испытания невозможно провести при той же температуре и том же давлении, что и в двигателе. К примеру, двигатель Лачетти объемом 1,6 л проглотит около 500 г бензина за час работы на холостом ходу. А вот под нагрузкой и на скорости ему понадобится не менее 5-6 литров топлива.
В динамике стендовая проверка выглядит так:
Естественно, производительность форсунок в обоих случаях будет разной и на стенде этого не проверить. Поэтому и стендовые показатели можно воспринимать не более как красивую демонстрационную картинку работы СТО или новейшего очистительного средства.
Методы промывки форсунок на Лачетти
Есть несколько способов очистки форсунок на Лачетти и каждый из них имеет свои недостатки. Ленивые предпочитают обходиться малой кровью и просто заливают в бак очиститель топливной системы. Да, такие очистители могут положительно сказаться на работе двигателя, но в том случае, если машина новая.
Если же залить очиститель в бак автомобиля с пробегом за 200 тысяч км, то можно нажить море проблем:
- Неизвестно, как очиститель конкретной марки будет влиять на топливный насос в баке, на редукционный клапан и на датчики двигателя.
- Вся отмытая грязь из бака (а за время эксплуатации ее накопилось порядочно) моментально хлынет в инжектор и никакой фильтр не спасет форсунки.
- Резинки, уплотнители и сальники топливной системы и двигателя в общем находятся под угрозой разрушения. Никто и никогда не тестировал ту жидкость, которая у нас в руках, на нашем двигателе.
Поэтому промывка с заливкой жидкости в бак годится только для машин с небольшим пробегом.
Промывка без демонтажа форсунок
Хороший способ, если пробег автомобиля за 60-80 тысяч. Для промывки форсунок без снятия с двигателя понадобится несколько подручных средств и старые, но рабочие свечи. Крайне желательно приурочить промывку инжектора к замене масла, чтобы поменять его сразу после промывки. Для работы нужно:
- Очиститель топливной системы, минимум литр.
- Шланг для топливных систем армированный, около полутора метров.
- Можно использовать топливный проточный фильтр 5, но в металлическом корпусе.
- Два вентиля для бескамерных покрышек 2 и 4.
- Автомобильный компрессор 1 для подкачки шин (насос).
- Хомуты для шланга.
- Пластиковая или металлическая тара на 2 л, позиция 3.
Из всего этого собирается простейшее устройство для промывки форсунок, которое имитирует промывочный стенд. Плюс этой методики в том, что кроме самих форсунок, мы промываем впускные клапана и кольца, а также стенки камеры сгорания.
Пластиковая бутылка, которую вероятнее всего мы будем использовать, нуждается в усилении. Для этого используем упаковочный скотч, чтобы гарантировать себе безопасность. В крышке и днище емкости сверлим отверстие диаметром 12,5 мм и устанавливаем в отверстия вентили. Из вентиля в крышке выкручиваем золотник.
Собираем устройство и проверяем его на герметичность, накачав насосом или компрессором до 3-4 бар.
Прогреваем двигатель, выкручиваем свечи и устанавливаем старые, но рабочие.
Вынимаем предохранитель топливного насоса. Он находится в подкапотном монтажном блоке.
Открываем заливную горловину бензобака, чтобы разгерметизировать систему питания и максимально выработать топливо в магистрали после насоса.
Запускаем двигатель и ждем, пока он заглохнет, выработав весь бензин. Давление в рампе сброшено.
Снимаем штатный шланг подачи топлива в рампу. Делаем это аккуратно, остатки бензина могут попасть на горячий двигатель. Шланг изолируем и отводим в сторону. Подключаем собранное устройство.
Фиксируем бутылку, желательно не над двигателем, а в стороне от него, насколько позволяет длина шланга.
Заправляем емкость очистителем топливной системы, нагнетаем давление около 4 бар и запускаем двигатель. Даем ему поработать не более 20 минут, поддерживая давление в пределах 3,5-4 бар.
После 20 минут простоя операцию повторяем до тех пор, пока не выработается весь очиститель.
После промывки обязательно сбрасываем давление в собранном устройстве, отключаем его от системы питания автомобиля, подключаем штатный шланг, устанавливаем на место предохранитель и даем двигателю поработать минут 15-20. После этого меняем масло и устанавливаем хорошие свечи. Вот, что происходит со свечами после очистки:
В результате длительность импульса впрыска должна уменьшится, впрыск стабилизируется. Кроме этого, регулятор холостого хода стал работать с меньшим количеством шагов шагового двигателя, расход воздуха снизится, упадет давление во впускном коллекторе на несколько единиц. Многие отмечают снижение расхода топлива (на тех же 5-7%) и улучшившуюся динамику двигателя.
Промывка форсунок Лачетти с демонтажем
Преимущество промывки форсунок на стенде или на коленях состоит в том, что мы видим реальные результаты промывки, сможем отследить факелообразование, проверить производительность форсунки, а также выявить возможные проблемы в электрических цепях системы питания.
Что еще хорошо, так это возможность установить протекание форсунок. Дело в том, что в системах питания без обратного контура (как в нашем Лачетти) бензин имеет только одну дорогу из рампы — через форсунку в камеру сгорания. Если же форсунка не держит давление, бензин постоянно подкапывает в цилиндр, что приводит к снижению давления в системе, сложностях с пуском, да и на расходе топлива это сказывается не самым лучшим образом.
Снимаем форсунки на Лачетти
Первым делом нужно сбросить давление в топливной рампе. Как это сделать, описано выше. Теперь можно приступать к демонтажу форсунок, но для этого лучше отодвинуть в сторону жгут проводов, чтобы не мешал работе. Еще уберем шланг вентиляции картера, он указан красной стрелкой.
Чтобы отодвинуть в сторону жгут проводов, снимаем контактную колодку с дросселя…
… датчика положения распредвалов…
… датчика абсолютного давления…
… датчика температуры воздуха в коллекторе…
… и снять разъемы с каждой из форсунок.
Убираем косу проводов с двигателя в сторону, приподнимаем патрубок системы охлаждения и откручиваем две гайки...
... и два болта на рамке.
Рамка снимется тогда, когда мы провернем хомуты крепления проводов на 90°.
Топливная рампа держится на двух болтах, которые выкручиваем головкой на 12.
Вынимаем рампу в сборе, не отключая от топливопровода, разворачиваем ее перпендикулярно двигателю.
Проверяем форсунки
Ставим на место предохранитель топливного насоса, включаем зажигание, тем самым нагнетая давление в системе. Теперь можно проверить форсунки на герметичность.
Помечаем форсунки, чтобы не перепутать при установке и снова сбрасываем давление в системе. Делаем это с помощью двух проводов, подключенных к любой из форсунок. Сливаем топливо в емкость.
Снимаем форсунки, расслабив фиксаторы.
Промываем каждую форсунку снаружи и тщательно осматриваем состояние уплотнителей.
Скорее всего, уплотнители форсунок будет нужно поменять, если они потеряли эластичность.
Чтобы промыть форсунки, можно собрать элементарное устройство, состоящее из пары проводов, контактного разъема для форсунки Лачетти, обычной солевой батарейки на 9 В и простейшей кнопки без фиксации на два контакта.
Плюс форсунки находится здесь.
Кнопку-прерыватель лучше вешать на минусовой провод, именно так форсунка и управляется в двигателе.
Для промывки просто надеваем форсунку на баллон очистителя со снятым распылителем.
Надавливаем на форсунку, нажатием кнопки на несколько секунд управляем открытием-закрытием форсунки.
Промывку проводим до тех пор, пока в каждом из сопел не будет образовываться ровный аккуратный факел.
Чтобы закрыть вопрос с работоспособностью форсунок, проверяем обмотки с помощью мультиметра. Сопротивление обмоток должно быть в пределах 12-15 Ом.
После промывки и проверки собираем рампу в обратном порядке. Двигатель не запускаем сразу, включаем зажигание, даем насосу создать давление в системе, выключаем и снова включаем зажигание. Только теперь можно запускать двигатель.